Психологическая служба системы образования является важной составляющей частью системы охраны психологического здоровья детей, обучающихся и учащейся молодежи, которая обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Специалисты психологической службы оказывают психологическую, социально-педагогическую и психолого- медико-педагогическую помощь и поддержку всем участникам образовательных отношений, содействует созданию социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности обучающихся, реализации их способностей, интеллектуального и творческого потенциала на каждом возрастном этапе.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:
- психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников, учащихся и студентов на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
- психологическая профилактика – своевременное предупреждение отклонений в психофизическом развитии и формировании личности, межличностных взаимоотношений, предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, учащихся и студентов в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение личности воспитанников, учащихся и студентов, групп и коллективов на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
- психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, проведение психолого-медико-педагогических мероприятий с целью устранения нарушений в психофизическом и интеллектуальном развитии и поведении, склонности к зависимостям и правонарушениям, формирование социально значимой жизненной перспективы, осуществляемое на основе совместной деятельности практических психологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;
- реабилитация – предоставление психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам, ученикам и учащейся молодежи, которые находятся в кризисной ситуации (пострадавшим от социогуманитарных, техногенных, природных катастроф, перенесших тяжелые болезни, стрессы, переселение, военные конфликты, подвергшимся насилию и т.п.), с целью адаптации к условиям обучения и жизнедеятельности;
- консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам
- образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;
- социально-диспетчерская деятельность – обеспечение всех участников образовательного процесса информацией о возможности получения помощи в случаях, выходящих за рамки профессиональной компетенции специалистов Службы, посредством создания банка данных о службах, оказывающих профессиональные услуги.
Специалисты психологической службы системы образования продолжают выполнять значительный объем работы по психологическому сопровождению и социально-педагогическому патронажу всех субъектов образовательного процесса. Большинство видов работы психологов и социальных педагогов должно проводиться в специально оборудованных помещениях. Поэтому обращаем внимание начальников управлений (отделов) образования городов и районов и руководителей образовательных организаций на необходимость создания определенных условий необходимых труда данных специалистов.
СПЕЦИАЛИСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖЕН:
- руководствоваться Этическим кодексом психолога;
- соблюдать педагогическую этику, уважать достоинство ребенка;
- строить свою деятельность на основе доброжелательности, доверия, в тесном
- сотрудничестве со всеми участниками образовательной деятельности;
- пропагандировать здоровый образ жизни, повышать уровень психологических знаний педагогов и родителей;
- постоянно повышать свой профессиональный уровень;
- знать программно-методические материалы и документы относительно объема, уровня
- знаний, развития детей, требования государственных стандартов к обеспечению образовательного процесса, основные направления и перспективы развития образования, психолого-педагогической науки.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:
- обеспечение доступности, качества и полноты спектра психолого-педагогической помощи всем участникам образовательного процесса;
- оптимизация работы по формированию системы социально-педагогического сопровождения обучающихся, направленной на их успешную социализацию;
- обеспечение качества повышения профессионального уровня специалистов психологической службы и внедрение инновационных форм и методов работы в их практику;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию детей, подростков, молодежи на каждом возрастном этапе, формирование у них потребности и способности к самовоспитанию и саморазвитию;
- содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
- популяризация психологических знаний и формирование представлений о психологии в целом у участников образовательного процесса и у различных слоев общественности.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ |